Для любого оборудования, от самого простого до самого сложного, всегда устанавливаются сроки обслуживания, ремонта и замены. Особенно важно это для элементов, находящихся под нагрузкой, вроде бурового вертлюга. Почему осмотр и ремонт нужно проводить строго в те сроки, которые указывает производитель — поговорим в этой статье.
Прочность
Как и любые другие элементы системы бурового участка, вертлюг выглядит как очень надежная и долговечная конструкция: прочная сталь нужной толщины, мощные узлы соединений. Но на самом деле, эта внешняя прочность — понятие относительное.
В системе возникают огромные усилия, которые прикладываются к разным ее элементам под разными углами одновременно. А вертлюг сам по себе обладает несколькими качествами, которые повышают риск его поломки:
- Состоит из нескольких частей. Цельные, монолитные детали обладают намного большей прочностью, чем сборные. В цельных деталях нагрузки распределяются равномерно по всей площади, а в сборных они прикладываются к конкретным, небольшим по площади элементами соединительного узла.
- Допускает свободное вращение. Это значит, что внутри вертлюга есть элементы, которые при нормальной эксплуатации вращаются, и есть такие, которые остаются стабильными. Вращение — это фактор дестабилизации системы. А дестабилизация означает, что силы будут прикладываться не статично, а постоянно изменяя вектора, «расшатывая» всю конструкцию.
- Находится во время эксплуатации под постоянной нагрузкой. На вертлюг прикладывается весь вес буровой колонны и другого оборудования, которое к ней подключено. Всё это в совокупности создает огромную нагрузку, которая может не прекращаться в течение всего рабочего дня и даже больше.
Поэтому даже несмотря на то, что вертлюг разработан быть прочным и надежным, это не значит, что он не может сломаться.
Соблюдайте сроки
Чтобы снизить вероятность поломки до минимальных значений, производителем установлены сроки, в которые необходимо проводить плановый осмотр, замену изношенных деталей, более серьезный ремонт. В некоторых случаях, такой осмотр выявляет поломки, которые уже не устранить, и тогда вертлюг приходится менять.
Но чаще всего можно обойтись небольшим ремонтом, который исключит другие проблемы:
- Повышенный износ других деталей. Когда один из элементов конструкции не справляется со своей работой, повышается нагрузка на все остальные. И они тоже начинают изнашиваться быстрее, чем задумано инженером.
- Серьезные аварии. Обрыв серьги или другие подобные поломки всегда влекут за собой другие, намного более серьезные проблемы, связанные и с уроном технике, и с риском для жизни людей. Даже полная замена вертлюга на новый обойдется на порядок дешевле, чем потенциальная замена всего, что подвешено на этот вертлюг.
Бурение — это бескомпромиссная отрасль, где недопустимо несерьезное отношение к оборудованию и техпроцессам.