Шаровой кран (АФНИ 306121.005) — пожалуй, самый распространенный вид оборудования на нефте- или газодобывающем участке. Запорная арматура унифицирована и мало чем отличается даже в разных странах, не говоря уже о предприятиях внутри одной страны. И из-за его распространенности, может показаться, что это не самый важный элемент системы, который может быть любым, главное — чтобы он был.
Но на самом деле, это, возможно, один из главнейших и важнейших ее элементов. В этой статье разберемся, почему.
Кран — точка приложения нагрузки
Да, кран отключает один участок от другого, но физически это означает, что нагрузка, которая проходила по этому участку, больше по нему не проходит: она остановлена на входе. Для участка это означает полностью безопасные условия, а вот для крана — наоборот:
- Если в открытом состоянии нагрузка на кран минимальна, то в закрытом, она максимальна. В буровых системах используется очень высокое давление, а сечение труб достаточно большое. Поэтому элементы, из которых состоит кран, должны быть идеально выверены в смысле прочности материалов.
- Вода — это среда с ультимативной проникающей способностью. Если она к тому же под давлением, то эта способность увеличивается многократно. Важнейшим фактором становится плотность подгонки элементов запорного механизма друг к другу, состояния уплотнителей и отсутствия любых трещин и повреждений. Каждое такое несовершенство — это точка, к которой будет приложена огромная нагрузка. И каждое из них — это потенциальное место, с которого начнется разрушение.
- Внутри кран, в отличие от трубы, состоит из подвижных элементов. И эта подвижность означает трение, то есть естественный износ деталей. Чем выше износ, тем менее плотно они друг к другу прилегают, тем выше вероятность разрушения.
При разрушении крана может произойти довольно серьезная авария: обломки элементов запорного механизма могут продвинуться по трубопроводу дальше, да и сам гидроудар легко выводит из строя стоящее после крана оборудование. Отследить состояние крана можно при регулярном обслуживании и по косвенным признакам.
Например, если после перекрытия крана фиксируется утечка, то это значит, что кран требует ремонта или замены. Независимо от того, насколько серьезная это утечка: высокое давление и вода очень быстро сделают ее больше и приведут кран в полную негодность. Некоторые поломки и износ исправимы заменой деталей, другие — необратимы и требуют полной замены всего устройства. Сварка и другие методы в таких случаях не применяются, потому что не способны решить проблему.
Заказывать краны нужно только у проверенных производителей, желательно — у тех же, что изготовили буровое оборудование на участке. В этом случае можно рассчитывать, что кран будет сделан по правильной технологии и прослужит весь заявленный производителем срок.
Если же приобрести кран у сомнительного производителя без имени, то есть высокий риск аварии до срока, когда вы ее не будете ожидать.